Category:

Звание народного

Получив диплом фотожурналиста и вернувшись в родной город в 1976 году, я не смогла найти работу по специальности – все места были прочно заняты ветеранами фотодела. Некоторое время работала на мизерных окладах в областной телестудии, заводской многотиражке, потом мне предложили перейти в заводскую фотолабораторию – там была приличная зарплата, но делать было почти нечего. Чтобы загрузить себя творческой работой, пошла во Дворец культуры металлургов, записалась в фотоклуб «Кристалл». Был 1978 год.

В фотоклубе тоже было скучновато: несколько человек собирались раз в неделю после работы с целью как бы обсуждать свои фотографии, но таковых было две-три в месяц - опять делать нечего! Мужички говорили обо всём и ни о чём, курили в тесной комнатке фотоклуба, частенько приносили с собой портвейн для веселия. Одна девушка, пришедшая в фотоклуб осенью, возмутилась курением и повесила на стену большую табличку «Вагон для некурящих». Получив от неё поддержку, я попросила мужиков не приносить выпивку.

Да, кстати, той же осенью, будучи в отпуске в Москве, я побывала в областном Доме самодеятельного творчества и разговорилась там с методистом. Получила от неё много ценных советов, как создавать фотоклуб и как вести в нём работу. В частности, она посоветовала завести в клубе небольшой кофейный бар, и обратить внимание на фотоюмор.

Таким образом, первым моим шагом была покупка электрочайника и набора чашек. Каждое заседание фотоклуба начиналось с совместного чаепития, а в качестве вступительного взноса постановили брать кило конфет с новеньких. С ноября 1979 я уже работала в штате ДКМ – директор одобрил создание фотоклуба как полноценного коллектива фотолюбителей. В зарплате, правда, опять сильно потеряла, но приобрела ненормированный рабочий день и массу выходных, в расчёте на то, что посвящу их творчеству.

1. Моя первая выставка, 1979 год.

первая выставка
первая выставка

Семьдесят девятый год был Годом ребёнка, и я организовала тематическую клубную выставку «Земля детей». Центральную часть экспозиции смонтировала из своих работ: «Я в мир удивительный этот пришёл». Тогда мы только учились выставочным делам, не знали, как лучше вывесить фотографии, и просто клеили их намертво на картон. Когда начали ездить по другим городам и знакомиться с выставками других фотоклубов, подсмотрели щадящий метод экспозиции – на планшетах под стеклом с зажимами.

Год ушёл на техническую подготовку: своими руками резали планшеты из ДВП, обтягивали их фоновой плотной бумагой, заказывали стёкла, обрабатывали кромки для безопасности. Изготовили на заводе стальные пружинные зажимы – в расчёте по четыре штуки на каждый планшет, а выставка должна компоноваться из ста работ. Делалось всё по вечерам и на выходных.

Кроме экспозиционных забот, были и лабораторные: половину фотоклуба занимала тёмная комната с увеличителями и ваннами для растворов. Методом бартера обзавелись большой винипластовой ванной вдоль всей стены. В эту ванну ставились все кюветы с растворами, и здесь же промывались фотоотпечатки в проточной воде, со сливом в обычную мойку. Помещение для фотоклуба переделали из бывшего туалета, откуда кабинки с унитазами были давно убраны.

Выставок мы организовывали не меньше восьми в год – то в фойе ДКМ, то в специально выделенных для этого больших комнатах. Борьба за выставочный зал велась постоянно, ибо помещений во Дворце не хватало – он проектировался ещё в 40-х годах, когда под художественной самодеятельностью имелись в виду только пение и пляски. Вот и спроектировали хороший зрительный зал и прекрасно оборудованную сцену. Да и в 80-х годах фотоклуб не воспринимался многими как полноправный коллектив – почему-то считалось, что мы должны только обслуживать других и запечатлевать для отчётов их концерты.

2. Выставка фотоклуба «Кристалл» в бывшем читальном зале.

коллектив фотоклуба, я в уголке
коллектив фотоклуба, я в уголке

3. Учились правильно освещать объект.

занятие по съёмке натюрморта
занятие по съёмке натюрморта

4. Проводили творческие отчёты членов фотоклуба.

мой творческий отчёт
мой творческий отчёт

5. Каждую последнюю среду устраивали блицконкурсы с призами.

принесённые фотоработы крепили на рыболовной сетке
принесённые фотоработы крепили на рыболовной сетке

6. Каждый год устраивали межклубную «Фотоюморину».

аукцион на открытии "Фотоюморины"
аукцион на открытии "Фотоюморины"

7. Частенько фотографировались всем коллективом, выйдя с очередного заседания фотоклуба, на фоне Дворца металлургов.

вышли из ДКМ
вышли из ДКМ
выставка в парке
выставка в парке

А мы устраивали персональные выставки наших ветеранов и молодых авторов, тематические - типа «Портрет современника», передвигали их по кинотеатрам и учреждениям культуры.

Каждый год 1 апреля открывали у себя межклубную «Фотоюморину» - работы нам присылали со всей страны. Летом выносили выставку в парки – там развешивали фотографии на рыболовной сети (фото 8). Зарабатывали небольшую денежку в кассу ДКМ, продавая входные билеты на такие выставки.

Поездив по фотосеминарам и фестивалям (а я брала в командировки двух-трёх своих фотолюбителей), решили выходить на большие выставки, и первым делом организовали «Казахстанское кольцо» - круговой обмен фотоколлекциями между фотоклубами республики. Казахстан большой, фотоклубов было 18, если не ошибаюсь. Я, как член оргкомитета, участвовала в разработке условий обмена.

Назрел момент, когда в СССР фотолюбители заговорили о создании некой ассоциации, в которой можно было бы работать, как в Союзе писателей, и стаж бы шёл. Идея эта пришла в конце 80-х годов, опять мы собирались для обсуждения на фотосеминары, сначала в Москве, потом в Алма-Ате. Пока спорили о названии и уставе, делили полномочия, кресла и т.д., Союз ССР развалился, а вместе с ним исчез Всесоюзный Дом самодеятельного творчества, потом канули в Лету профсоюзы… Союз фотографов, кажется, в России имеется, но мне уже в 90-м году это было неинтересно.

Да, так о чём я хотела рассказать с самого начала? Звание «народного коллектива» фотоклуб «Кристалл» получил в 1984 году, благодаря нашей целеустремлённой работе и творческой активности. Были обещаны какие-то дополнительные финансы, вторая ставка для фотоклуба… Но пришлось всё это зарабатывать своим трудом – оказывали услуги по фотосъёмке, делали слайды для ДКМ, я вела платные фотокурсы для начинающих – и с этих заработанных мною денег перепадало 45 рублей дополнительно к основной зарплате. Работать на полторы ставки – это предел, больше не разрешали в те времена.

9. Одна из моих платных работ — оформление павильона УКСЦК на областной ВДНХ.

фотостенд в павильоне СЦК
фотостенд в павильоне СЦК

На волне появления кооперации в 87-88 гг. наш фотокооператив «Кристалл» зарегистрировался под номером один в городе У. Появились некоторые возможности для заработков, и я бралась за оформление различных фотоальбомов, фотостендов для областных ВДНХ. Если бы в те годы была свободная продажа автомобилей или квартир, я бы могла их купить . Реальнее всего казалось строительство домика на даче.

Полностью рассказ о моей жизни в Усть-Каменогорске:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Так и я про то же,нужны отбор и самокритика,прежде чем "щелкнуть" ,надо понять,зачем,что будет в результате и нужно ли это делать вообще.Поскольку раньше процесс был трудоемкий,вкладывалось больше понимания,сейчас же огромное количество никому не нужного мусора, технически совершенного ,с четкими мелкими деталями и отличной цветопередачей,а толку то...Фотографии прошлого века эдакий хендмейд,а уж позапрошлого вообще отдельное искусство.