Кукуевские записки, август 19
1 августа, четверг. +15, а в теплице +13. Хотела съездить в город с экскурсионными планами, но погода не понравилась. Туман с дымом висит, сырость пронизывает. Протопила печку, выжгла на углях остатки черенка из тяпки.


Разогрела пару пирожков в сковороде на печке, да чайник вскипятила.
«Река Лаура» во Франции – вот такие комментаторы на 4 канале. Мало нам про «рассы», «НАССА» и «подделки» из бумаги – и так уже говорят сплошь да рядом.
Выполнила три поручения хозяйки:
- Обои на задней стороне шкафа обновила, причём не распаковывая новый рулон.
- Черенок на тяпку насадила.
- Собрала чёрную смородину.



Остатки капусты после пирогов соединила с мясным фаршем, отварной говядиной и копчёной курятиной, получилось нечто вроде бигуса. Вроде, потому что в бигусе основной компонент – квашеная капуста, а у нас её сейчас нет.
Вечером небо очистилось от дыма, и стали видны облака, солнце уже без ореола.


2 августа, пятница. Илья. Небо без облаков, но с лёгкой дымкой, +13, в теплице +12. В течение дня она медленно прогревается. Днём на дворе +30, а в теплице +28.
Приезжала на день хозяйка, слава Богу, без продуктов, а то уже некуда складывать. Починила водопровод в трёх местах, поставив новые хомуты. В часы вставила новую батарейку. Показала мне, где включается подогрев в душе. Забрала урожай зелени, чеснока, кабачков, ягод, уехала в город солить огурцы.
К вечеру я, осмелев, освоила подогрев воды и мылась уже тёплой водой.




Собаке сварила свежую кашу, т.к. старую он, наконец, доел. Стоило подержать его взаперти, то есть с закрытой калиткой. Если бы удрал, то пасся бы на соседних улицах. А теперь охраняет нашу.
3 августа, суббота. В шесть утра +13, ясно. Собаку опять заманила, и закрыла калитку, ему не выйти. А ведь всё-таки ночью где-то чем-то поживился, ибо от завтрака отказался.
День безделья какой-то, не стало работы на даче. Всё полито на месяц вперёд, сорняки уже не растут, ягоды отошли, картошку-морковку копать рано. Ещё одно поручение выполнила: срезала на сушку траву тысячелистник и убрала его стебли. Там уже ползёт тыквенная плеть.


Без поручения, по своей инициативе выдернула полёгший лук и разложила на сушку в цветнике. Кстати, насчёт цветника мне поручили подумать, как его переделать на август, ибо всё отцвело. Предложила поставить там мангал, но это не прошло даже в первом чтении.
Сфотографировала, чтобы на досуге обдумать в деталях. К вечеру додумалась до того, что камни можно было бы собрать в одну кучу, типа пирамидки. А на освободившемся круге поставить временный столик, а мангал – прямо над календулой у дорожки, жар ведь не идёт вниз. А если и завянет куст, так его не жалко, цветки уже собраны и высушены.

К вечеру собрался дождь, и я занесла лук в гараж, где подстелила газеты. Была слабая гроза почти без капель.

4 августа, воскресенье. Пасмурно, +16. После кофе стала собираться на утренний автобус, чтобы уехать домой, в Свирск. Но в семь часов разразилась гроза с хорошим ливнем. Ну, посмотрим, как дальше погода себя покажет, а то ведь могу опять попасть в транспортный перерыв.
Да уж… девятый час, мне не выбраться – ливень с грозой прошёл, а дождь остался.
Ну, и ладно, мне же не на работу. К 10 часам я успела не только позавтракать, но и приготовила обед, всё то же овощное рагу, потом полила одну гряду томатов дождевой водой, сварила вторую чашку кофе, ибо нечем заняться. Дождь то усиливается, то слабеет. Небо развиднелось к 11 часам. Продолжила полив томатов.
Несмотря на выходной, день оказался полным событий. Сбербанк прислал смс, напомнив, что моя карта «Мир» ждёт меня в Бохане, так что я и завтра не поеду домой, а из города И. прямо в посёлок Б. Заслали мою карту по месту открытия вклада, теперь придётся возвращаться в прошлое.
Потом явился Орлик, истекающий кровью. Нарыв под глазом прорвался, пришлось по телефону консультироваться, чем лечить и где это лежит. В поисках намордника вышла во двор – а там сосед идёт угощать нас урожаем косточковых культур (слива, персик).
Намордник оказался маловат, но Орлик уже не рычал, дал промыть свою рану и ушёл в гараж на постельный режим. От завтрака опять отказался, хотя в миску ему положила не только кашу, но и картошку от своего рагу, и пол-яйца варёного.
Ушла в теплицу культивировать томаты – отсекала лишнее. Много пустых кистей с засохшими цветками, есть неубранные скелеты от снятых плодов.
Взяла семена от Смуглянки.
Из соседских фруктов сварила джем, сильно мягкие были, перезрелые.



5 августа, понедельник. +18 и густой туман. Всю ночь виделись сны о тупиках.
1. Раскапываю архивы и нахожу, что у моего отца были дети. Радуюсь, что где-то есть родные, спрашиваю отца, кто же и где они. Он смеётся и показывает на меня и брата. Ну и тупица же я, так запутаться в семейных отношениях.
2. Еду по городу У, в котором наводнение, автобус высаживает пассажиров на неком островке среди 9-этажек, но никто не знает, что это за улица, и дальше пути нет – всё затоплено.
3. Веду трёхлетнюю сестру домой, попадаем в руины, карабкаемся через завалы, я её выпихиваю на разрушенный забор, за которым должна быть тропа, а когда поднимаюсь сама – там пропасть. За мной ещё целая толпа ищущих выход, они мне и помогли подняться наверх, как я своей сестре. Но сестры уже нет, стою одна наверху, назад пути нет, толпа прёт.
В такие моменты я говорю «стоп, с меня хватит, пора просыпаться». И записывать.
Таким образом, мне в течение трёх дней были даны знаки, что мне не надо ехать. В четверг не поехала на экскурсию в Иркутск по причине утреннего тумана и сырости, в воскресенье не поехала в Свирск по причине ливня. А сегодня какие-то тупиковые сны.
Возможно, в понедельник Сбербанк в Бохане выходной? Тогда моя поездка будет напрасной тратой времени и денег. Действительно, тупик.
А что означает исчезновение сестры на вершине руин?
Пока я обдумывала вещие сны, приехала Син с переработанным урожаем и Казей, спускать банки в подвал и совершать трудовые подвиги. Тут и борьба с муравьями, и починка крана в летнем водопроводе, и сбор очередных огурцов с помидорами. И в лес за грибами надо, и картошки копнуть.
Пришла идея сервировать стол по-деревенски – на тему толоки. Толока – это соседская помощь во время больших работ, как посадка картошки, сгребание сена, копка картошки.
На деревенский стол ставят разнообразные соленья, холодец из подвала, солёное коровье масло, сметану в литровой банке. В глубоких тарелках – отварное мясо и котлеты. Зелёный лук есть всегда. Отдельно ставится большая тарелка с горячей картошкой, и тогда все садятся за стол. У каждого своя порционная тарелочка. Принцип еды наполовину шведский – каждый сам себе накладывает на тарелку то одно, то другое. Тарелки все разные, какие нашлись у хозяйки в шкафах. Стаканы тоже разномастные. Вилки и ложки на стол подаются в стеклянной банке. Обязательно стоит солонка, хотя всё и так солёное. Хлеб или разбрасывается кучками в разных углах стола, или хозяйка подаёт его по просьбе, потому что места для хлебной тарелки уже не хватает. Хлеб режут толстыми ломтями, чтобы не ломался. Бутерброды не приняты. Выпивку в стаканы наливают «с горкой», иначе гость обидится. Если ты по городской привычке всё с тарелки съел – тебе тут же положат ещё кусок мяса. Если выпил нечаянно до дна – тут же нальют ещё. Салфеток не положено, есть разные полотенца, хозяйка подаст, кому нужно.

На этой волне и забыли про диеты, с удовольствием вспоминая деревенские обеды. Наш обед назывался «выкопали картошку на пробу».

Так же внезапно, как появилась, хозяйка и уехала, оставив мне Казю дня на три (по грибы собралась). Казя – собачка умная и воспитанная, не то что капризный и упрямый Орлик, который устраивает голодовки, требуя деликатесов. Подкармливают его соседи на всех улицах, оставляя еду у своих калиток, вот он и рыщет по садоводству, забывая, кто его хозяева.
6 августа, вторник. +18, ясно. Собралась на автобус в город И, оттуда в Бохан. Казя пока останется одна, за хозяйку. Выйдя за калитку, я встретила маму, идущую с автобуса мне на смену. Обменялись приветствиями и пожеланиями, и я успела на тот же автобус, который дошёл до конечной и развернулся в сторону Иркутска.
Там пересела в боханскую маршрутку и отправилась в прошлое. Честно говоря, по пути встречала больше разрухи, чем созидания. Где-то сгорело кафе, где-то заболотился пруд, развалились дома. И там, в Бохане, с разочарованием увидела неработающий фонтан и снесённое «сердце Бохана» на месте какой-то стройки. Возможно, композицию поставят на прежнее место у администрации, но не сегодня.
Впрочем, времени на экскурсию не было, я дошла только до Сбербанка за своей картой и вернулась к остановке. Ни одного кадра не сделала на память об этом замечательном посёлке.
То же самое в Иркутске – обе остановки у центрального рынка, и мне только завернуть за угол, чтобы пересесть на другой транспорт. Зная расписание, смогла уделить полчаса рыночным рядам.
Овощей в рядах стало больше, цены снижаются. На любительские помидоры держатся до 180 рублей за кг. Из сердец только розово-малиновые, которые все называют бычьим сердцем, а у одной были и жёлтые сердца, но всё равно «бычьи».
В одном месте пыталась установить контакты с огородницей, которая похвасталась, что у неё растёт оранжевое сердце. К сожалению, на прилавках этого томата не было. Свой телефон она мне не сказала, мой тоже не стала записывать, заявив, что семена не продаёт. Так и расстались, не достигнув взаимопонимания.
Раздосадованная неудачей с ценным сортом, я стала придираться к тем продавцам, у которых были корневые сельдереи ростом с гулькин нос. Не умеют выращивать, не знают, что надо ослеплять корнеплоды при выращивании. И выносят на продажу рано, не давая им вырасти. На кой чёрт мне ботва на корнеплоде? Это же не черешковый, у которого зелень съедобна, и ту надо уметь вырастить.
Приехала в Кукуевку в 16.30, сменила маму на вахте, и осталась опять с Казей. Мама, героиня труда, выкопала за день весь чеснок и снесла его в теплицу на случай дождя.
7 августа, среда. Подъём в 5.30. Казю выпустила за дверь, глянула температуру: +9. Обещали ясный день без осадков. Обе собаки отказывались завтракать, пришлось мне с ними прогуляться до леса. Вернее сказать – они меня прогуляли. Никогда раньше не занималась такой ерундой, как прогулки без фотоаппарата.

Но и по возвращении они не стали есть вчерашнюю кашу из холодильника. Сидели у калитки и ждали хозяйку. К моей несказанной радости, хозяйка приехала уже сегодня, грибов в лесу там было маловато. И у неё начался отпуск.

А значит, я могу отъехать домой, моя вахта закончена.
* * *